Органостроение Эрудиция Ссылки  

История, аналитика

Казачков Б.С. Типология свободных органных сочинений И.-С.Баха

Фрагмент в HTML, 21Kb | Zip, 1.15 Mb

Работа петергбургского органиста, музыковеда Б.С. Казачкова представляет собой продолжение и развитие его труда Типология пьес "Хорошо темперированного клавира" И.С. Баха (Л., изд. ЛОЛГК, 1989). Имеет редкую для подобных работ, и потому очень ценную практическую исполнительскую направленность.

Безусловная новизна исследования в применении чрезвычайно плодотворного метода типологического анализа баховских произведений. В необычной для научного текста форме, близкой старинному трактату, через типологические ассоциации, сначала наиболее очевидные простые (показывая читателю свой метод), потом все более усложняющиеся, открывается завеса перед самым таинственным в душе любой музыки познается характер, (в тексте Личность) произведения.

Значительное место посвящено исследованиям соотношения органа, органной музыки и исполнительства с христианской культурой, которые преломляются в православном мировоззрении автора.

Казачков Б.С. Типология пьес "Хорошо темперированного клавира И.-С. Баха
Извините, в  процессе сканирования

Процюк Д.Б. Исполнительские традиции и интерпретация крупных свободных органных сочинений Макса Регера

DOC Word97, 70Kb | Zip, 18Kb

В статье исследуется вопрос существует ли исторически верная интерпретация произведений М. Регера (1873-1916). Рассматривается роль Карла Штраубе в создании традиции исполнения Регера, свойства немецких позднеромантических органов начала ХХ века. Приводятся свидетельства, что Регер не был удовлетворен современными ему инструментами.

Выводы:

  1. Агогические, темповые, артикуляционные, регистровые, динамические указания Регера невозможно выполнить на соответствующих его эпохе инструментах. Следовательно, неправомерно представление о немецком позднеромантическом органе как о звуковом идеале М. Регера.
  2. Однако даже, на первый взгляд, излишне категоричные указания Регера не должны игнорироваться, т.к. они являются органичной частью его композиционного стиля. Наиболее полно пожелания автора возможно выполнить на инструменте, близком типу современного концертного органа с ясной атакой, выстроенной обертоновой пирамидой, достаточным количеством язычковых регистров (в т.ч., "высокого давления"), четко срабатывающей трактурой, достаточным количеством регистровых комбинаций, который, соответственно, и является наиболее подходящим инструментом для реализации его крупных свободных органных сочинений

Документы жизни и деятельности И. С. Баха

Zip, 240Kb

Москва. - "Музыка". - 1980.

Johann Sebastian Bach. Leben und Werk in Dokumenten. Leipzig 1975

Составил Ханс-Йоахим Шульце. Перевел с немецкого Валерий Ерохин.

Федякин С. Бах и закат Европы
(250 лет назад, 28 июля 1750 года, ушел из жизни один из самых великих композиторов мира)

HTML, 26Kb

Трагическая судьба художника... Мы уже привыкли к этому, вспоминая русских поэтов (гибель за гибелью), многочисленные "сумасшествия" живописцев (Гойя, Ван Гог, Врубель), мучительную жизнь композиторов "черный человек", заказавший "Реквием" Моцарту, глухой Бетховен, игравший пианиссимо неслышными звуками, но потрясавший слушателей своим "безумно-священным" обликом В жизни Баха не было внутренней трагедии...

Прозревший Бах с ужасом смотрит в будущее.

Религиозная сила, некогда поднявшая Европу, стала гаснуть, распыляться, звучать уже не в массах, а лишь в отдельных личностях, которым предстояло нести свое слово. С Моцартом и Бетховеном в музыку войдет одинокая, трагическая судьба. Кажется, еще раньше ее голос услышал гениально одаренный и спившийся сын Баха, Вильгельм Фридеман. Уже детей Иоганна Себастьяна коснется наступающий "декаданс" европейской культуры. Тот грандиозный "декаданс", который еще породит гениев, но который со временем выродится в масс-культуру конца ХХ века.

Бах вслушивается в будущее, в "Руина чти". Слышит слова, обращенные к Западной Европе. Слова другого великого полифониста, не в музыке в прозе, Федора Михайловича Достоевского: "Дорогие там лежат покойники"

Игумен Иларион (Алфеев). В каждой музыке - Бах

HTML, 11Kb

"...Свою музыку великий композитор считал лишь одним из голосов в хоре, воспевающих славу Божию..."

В музыке Иоганна Себастьяна Баха есть что-то универсальное, всеобщее, всеобъемлющее. Как писал поэт Иосиф Бродский, "в каждой музыке - Бах, в каждом из нас - Бог". Бах - явление всехристианского масштаба. Его музыка вне конфессиональных границ, она экуменична в самом исконном значении этого слова, ибо принадлежит вселенной и всякому ее гражданину. Баха можно назвать православным композитором в том смысле, что в течение всей своей жизни он учился правильно славить Бога: свои партитуры он украшал надписями "Одному Богу слава" ("Soli Deo gloria"), "Иисус, помоги" ("Jesu, juva"), причем эти надписи были для него не словесными формулами, но исповеданием веры, проходящим через все его творчество.

Даниил Процюк, 2003, концепция, составление www.protsyuk.tk

Хостинг от uCoz